Древняя история Тбилисского района (Меоты)

Древняя история Тбилисского района (Меоты)

Летопись заселения и развития земель на территории нынешнего Тбилисского района своими корнями уходит в 4 век до нашей эры. Это подтверждают многочисленные исторические и археологические исследования известного русского востоковеда, профессора Петербургского университета Н.И Веселовского, учёного Кубанского госуниверситета А.М Ждановского, многих других историков и обществоведов, студентов и учащихся, для которых разгадка древних тайн становится высшим проявлением любви к родной земле и патриотизма.

Античные историки (Герадот, Гелланик, Милецкий) называли территорию от Азовского до Чёрного морей – Меотидой, то есть страной меотов. Предками меотов были кавказские племена синдов, таретов, псессов, фатей, досхей, коркетов, зих и других. По образу жизни, занятием и культуре они напоминали скифов и тоже делились на два уклада: земледельческий — у осёдлых племён и кочевое скотоводство- у кочевников. Причём осёдлые племена занимали восточное побережье Азовского моря и правобережье р.Кубани с притоками, а кочевники- степную левобережную часть прикубанья.

Кочевые племена разводили огромные табуны лошадей, отары овец, стада рогатого скота. Но основную массу населения составляли земледельцы. Они жили в небольших посёлках, расположенных у рек и лиманов. Особенно густо было заселено правобережье Кубани. Река с её крутыми берегами давала надёжную защиту от нападения врагов. Не укреплённые посёлки археологи называют селищами, а укреплённые дополнительными рвами и деревянным частоколом — городищами.

Две тысячи лет тому назад жизнь на Тбилисских городищах била ключом. По утрам стада коров и отары овец гнали в степь. Слышались скрип повозок, лай собак. Неслись всадники на низкорослых, но выносливых лошадях, вооружившись длинными копьями, подпоясанные мечами, и с подвешенным к поясу футляром с луком и стрелами

По реке скользили челны, выдолбленные из цельного ствола дерева. Рыбаки привозили богатый улов рыбы. Поблизости от городищ простирались поля, засеянные пшеницей, ячменём, просом.

Из ремёсел наиболее важными были металлургические и гончарные. Господствующей керамикой была сероглиняная кружальная посуда чрезвычайно разнообразная по форме и назначению.

Дома имели круглую или овальную форму, размером в среднем 5на3,5м.К жилому дому с торца примыкал открытый с боков навес с камышовой крышей. Внутренний двор был засыпан тонким слоем глины. Имелось много хозяйственных построек для домашних животных и птиц, а также и для хранения утвари и инвентаря.

Городища имел уличную планировку, а постройки возводились по обеим сторонам мостовой на расстоянии 30-40 см друг от друга. Как правило, это были одна-две улицы, которые располагались вдоль заградительного рва. В центре образовывали площадь. Мостовая создавалась путём заливки перемешанного с землёй пахсового раствора, в котором утрамбовывались стебли и листья камыша. Ширина мостовой обычно была около двух метров, но она могла достигать пяти метров.

Иногда мирная жизнь нарушалась нападением кочевников. Тогда всё население пряталось за ров и стены и отбивалось от не прошеных гостей. Жизнь в те времена была тяжёлой и до глубокой старости мало кто доживал. Рядом с городищем обустраивались родовые кладбища, грунтовые могильники, в которых археологи находят большое количество сосудов, оружия, украшений и т.д.

До второй половины шестого века нашей эры кубанские меоты не имели непосредственных контактов с центрами цивилизаций. Появление греков на берегах Чёрного и Азовского морей нарушило эту изолированность. Установились тесные экономические и политические связи греков с меотскими племенами. Заводились добрососедские отношения с Боспорским царством.

К посёлкам приплывали большие гребные суда. Купцы привозили разноцветные ткани, золотые украшения, бусы, медные шлемы, панцири и другие изделия мастеров Боспорского царства. В обмен меоты предлагали кожу, меха, зерно, вяленную рыбу, рабов. Именно под влиянием греков на Кубани появились гончарный круг, амфоры, ювелирные изделия.

На четвёртый век до нашей эры приходится рассвет экономики меотов. Происходит имущественное расслоение. Выделяется зажиточная военная дружина, которая объединяется вокруг вождя. Пленники, захваченные во время набегов на меотские городища, становятся живым товаром. Их не только продают иноземным купцам, но и используют в качестве рабов в меотских семьях. Это была мягкая форма домашнего рабства. Раб был на положении младшего члена семьи.

Захоронения свидетельствуют, что в это время изменяется структура общества, происходит переход от родовой общины к классово-государственному строю. Вождей хоронят в больших курганах(огромные ямы и каменные склепы) с пышным обрядом погребения и жертвоприношениями. Меоты убивали слуг вождя, его рабов, лошадей. Именно эти курганы положили начало знаменитому Золотому кладбищу. По свидетельству римского географа Помпеямелы (первый век нашей эры).Женщины занимаются теми же делами, что и мужчины и даже не освобождаются от воинской службы.

Считается, что меоты принадлежат к адыго-абхазской языковой семье и являются предками современных адыгов.


164
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Продолжая пользование сайта, Вы соглашаетесь на обработку Ваших персональных данных (файлов cookie) с использованием трекеров.