Подвиг сотни Гречишкина
Весной 1828 года началась очередная русско-турецкая война. Черкесские племена, находившиеся под властью Турции, вступили в войну на стороне своего покровителя. Особенно активно в боевых действиях против русских войск участвовал Темиргоевский князь Джембулат Айтеков.
17 января 1826 года Айтеков во главе большого отряда пытался прорваться в глубь территории Кавказского полка, на участке охраняемом казаками станицы Тифлисской, в трёх верстах от станицы в сторону ст.Ладожской.Однако казачьи сотни Тифлисской, под командованием сотника Гречишкина, Казанской, под командованием Бабалыкова, и Ладожской во главе с Чуйковым, успешно отразили нападение.Пятьдесят черкесов погибло во время переправы через Кубань, их тела унесла река. Джембулат поклялся отомстить Тифлисским казакам.
Спустя три года, в августе-сентябре 1829 года, для исполнения клятвы представился удобный случай-уход основной массы русских войск к границам Турции. Братья Джембулат и Шуаф Айтековы собрали под свои знамёна более пятисот джигитов. Они распространили слух о готовящемся нападении на Прочный окоп, Григорополисскую и Темижбекскую станицы. Лазутчики донесли эти сведения до командующего правым флангом Кавказской линии, генерала Антропова, которым были приняты меры обороны указанных направлений. Командир Кавказского полка, подполковник Васмунд решил выслать разведку к песчаному броду.
Сводную полусотню из казаков станиц Тифлисской и Казанской возглавил сотник Гречишкин Андрей Леонтьевич.
Полусотня выступила рано утром 14 сентября из Казанской. Маршрут движения полусотни проходил по дороге, ведущей из Казанской через нынешний совхоз «Кубань» к хутору Песчаному. Встреча с Джембулатом и его отрядом произошла возле Волчьих ворот. Находившийся в передовом отряде казак Анисий Саьельников, попытавшийся спуститься к броду, был встречен черкесской конницей и скакал назад к «полусотне во весь повод, следом на его плечах вся орда» (так было сказано в донесении).Казаки встретили атаку залпом из ружей. Гречишкин успел послать вестового в ст.Казанскую с сообщением о нападении. Однако в станицах войск не было, и на помощь полусотне прийти было некому.население закрыло въезды в станицу арбами, боронами и т.д.И от мала до велика встало на их защиту. Были посланы вестовые по линии с эстафетой о нападении.
Более часа длилась перестрелка между казаками и черкесами. Понимая, что помощь уже не поспеет, Гречишкин обратился к отряду «Станичники! Команда наша невелика, но надо помнить присягу и драться до последнего. Уж если суждено нам сегодня умереть, то надо погибнуть так, чтобы в приказе о нас упомянули и в родных станицах о нас помнили!» Он велел заколоть лошадей, сложить их в завал кругом.
Третья атака, которую возглавил Джембулат, увенчалась успехом. Черкесы взяли завал штурмом, и началась резня. Раненый Гречишкин был изрублен, истерзаны и остальные казаки.
Несмотря на победу, боевой дух черкесов был сломлен: вместо нападения на беззащитные станицы, огромный отряд Айтековых ретировался через брод на Зеленчук и Лабу.так ценою своей жизни казаки предотвратили набег на станицы.
Лишь четырёх казаков, несмотря на то, что у каждого в среднем было по 10-18 ран, не оставила жизнь. Двое из них попали в плен, а двое других были оставлены на поле боя без сознания. Потери отряда Джембулата оказались значительные: в бою погибли 84 и ранены 32 абрека. Ранен был и Джембулат, которого на руках, из боя вынес личный уздень Хануш.
Прибывший из Прочного окопа в ст.Казанскую отряд генерала Антропова перешёл с боем по рекам Белой и Лабе.
«При приближении отряда черкесы всюду бросали аулы. Русские войска всё жгли и разоряли. У главного виновника военных действий –Джембулата Айтекова-было разорено 6 аулов и сожжено 10 тысяч копен сена». Писал историк Щербина.
Тифлисские казаки, погибшие в бою у песчаного брода, похоронены в четырёх могилах. Одна из них- для сотника Гречишкина, две, справа и слева от него, -для урядников Москалёва и Васильева. У ног командиров в общую братскую могилу опустили гробы с телами остальных участников боя.братская могила казаков в ст.тбилисской стала местом поклонения воинской славе и казачьей доблести.
В 1861 году стараниями Семёна Афанасьевича Карягина по распоряжению атамана Кубанского казачьего войска графа Сумарокова был сооружён памятник погибшим казакам. На братской могиле была установлена часовня из белого Ставропольского камня, на могиле Гречишкина -большой металлический крест, рядом пушка, ранее использовавшаяся при обороне Тифлисского редута. Эта пушка-единственное, что осталось от памятника. Сейчас она находится в музее г.Кропоткина, где именуется как пушка времён русско-турецких войн.
Памятник казакам стал местом, на котором проводились ежегодные панихиды, здесь давались клятвы верности воинскому долгу при отправке на воинскую службу, в дальние походы. Памятник был живым средством воспоминания у казачьей молодёжи патриотизма, воинской доблести.
Воинское кладбище, памятник Гречишкину и его отряду были разрушены по приказу властей. В 1934 году на этом месте был разбит парк.
8 апреля 1990 года был проведён воскресник по очистке территории бывшего кладбища, которое использовалось в парке для свалки мусора. 27 мая этого же года была проведена панихида, и начался сбор средств для восстановления памятника. Основную часть денег для постройки часовни выделила администрация Тбилисского района. На эти средства были отлиты две чугунные пушки, а также изготовлен проект чугунного креста в память о сотнике Гречишкине.